» » «Доктор Фаустус» Манна в кратком содержании / Школьная литература

«Доктор Фаустус» Манна в кратком содержании / Школьная литература

Рассказ ведется от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Родившись в 1883 г.,
он оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет, становится преподавателем
классических языков и обзаводится семьей.


Адриан Леверкюн на два года моложе. Раннее детство он проводит в родительском поместье,
недалеко от Кайзерсашерна. Весь уклад жизни семьи, в которой ещё двое детей, воплощает
добропорядочность и прочную приверженность традиции.


В Адриане рано проявляются способности к наукам, и его отдают в гимназию. В городе
он живет в доме дядюшки, который держит магазин музыкальных инструментов. Несмотря
на блестящие успехи в учебе, мальчик отличается несколько высокомерным и скрытным нравом
и не по годам любит одиночество.


В четырнадцатилетнем возрасте Адриан впервые обнаруживает интерес к музыке
и по совету дяди начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Тот, несмотря
на сильное заикание, читает увлекательные публичные лекции по теории и истории музыки
и прививает молодым людям тонкий музыкальный вкус.


По окончании гимназии Адриан Леверкюн изучает богословие в университете города Галле,
куда перебирается и Цейтблом. Среди профессоров оказывается немало интересных людей: так,
преподаватель психологии религии Шлепфус излагает своим ученикам теорию о реальном
присутствии магии и демонизма в человеческой жизни. Наблюдая Адриана в обществе
сверстников, Цейтблом все более убеждается в незаурядности его натуры.


Леверкюн продолжает поддерживать связь с Кречмаром и, когда того приглашают
в консерваторию в Лейпциге, переезжает тоже. Он разочаровывается в богословии
и теперь изучает философию, но сам все больше тяготеет к музыке. Однако Кречмар считает,
что атмосфера такого учебного заведения, как консерватория, для его таланта может оказаться
губительной. В день приезда в Лейпциг Адриана вместо харчевни приводят в публичный дом.
К чуждому распутства юноше подходит девушка с миндалевидными глазами и пытается
погладить по щеке; он бросается прочь. С тех пор её образ не покидает его, однако
проходит год, прежде чем юноша решается её найти. Ему приходится ехать за ней в Братиславу,
но, когда Адриан наконец находит девушку, та предупреждает его, что больна сифилисом; тем
не менее он настаивает на близости. Вернувшись в Лейпциг, Адриан возобновляет занятия,
но вскоре оказывается вынужден обратиться к врачу. Не доведя лечение до конца, врач
внезапно умирает. Попытка найти другого лекаря также оканчивается безуспешно: врача
арестовывают. Больше юноша решает не лечиться.


Он увлеченно сочиняет. Самым знаменательным его творением того периода становится цикл песен
на стихи поэта-романтика Брентано. В Лейпциге Леверкюн сводит знакомство с поэтом
и переводчиком Шильдкнапом, которого уговаривает сочинить оперное либретто по пьесе
Шекспира «Бесплодные усилия любви».


В 1910 г. Кречмар получает пост главного дирижера Любекского театра, а Леверкюн переезжает
в Мюнхен, где снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде и двух её взрослых
дочерей  Инесы и Клариссы. В доме регулярно устраиваются званые вечера, и среди новых
знакомых Леверкюна много артистической публики, в частности талантливый молодой скрипач
Рудольф Швердтфегер. Он настойчиво ищет дружбы Адриана и даже просит написать для него
скрипичный концерт. Вскоре в Мюнхен переезжает и Шильдкнап.


Нигде не находя себе покоя, Леверкюн уезжает в Италию вдвоем с Шильдкнапом. Жаркое лето
они коротают в горном селении Палестрина. Там его навещают супруги Цейтблом. Адриан много
работает над оперой, и Цейтблом находит его музыку в высшей степени
удивительной и новаторской.


Здесь с Леверкюном происходит эпизод, детальное описание которого много позже обнаруживает
в его нотной тетради Серенус Цейтблом. Ему является сам дьявол и объявляет о своей
причастности к тайной болезни Адриана и неустанном внимании к его судьбе. Сатана прочит
Леверкюну выдающуюся роль в культуре нации, роль провозвестника новой эры, названной
им «эрой новейшего варварства». Дьявол заявляет, что, осознанно заразившись нехорошей
болезнью, Адриан заключил сделку с силами зла, с тех пор для него идет отсчет времени,
и через двадцать четыре года сатана призовет его к себе. Но есть одно условие: Леверкюн
должен навсегда отказаться от любви.


Осенью 1912 г. друзья возвращаются из Италии, и Адриан снимает комнату в поместье
Швейгештилей, недалеко от Мюнхена, которое примечает ещё раньше, во время своих загородных
прогулок: это место удивительно походит на хутор его родителей. Сюда к нему начинают
наведываться мюнхенские друзья и знакомые.


Закончив оперу, Леверкюн снова увлекается сочинением вокальных пьес. В силу своего
новаторства они не встречают признания широкой публики, но исполняются во многих
филармониях Германии и приносят автору известность. В 1914 г. он пишет симфонию «Чудеса
Вселенной». Начавшаяся мировая война Леверкюна никак не затрагивает, он продолжает жить
в доме Швейгештилей и по-прежнему много работает.


Инеса Родде Тем временем выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, хотя сгорает
от невысказанной любви к Швердтфегеру, в чем сама признается автору. Вскоре она вступает
в связь со скрипачом, мучаясь, однако, сознанием неизбежности разрыва. Её сестра Кларисса
тоже покидает родной дом, дабы безраздельно посвятить себя сцене, а стареющая сенаторша Родде
перебирается в Пфейферинг и селится недалеко от Леверкюна, который в это время уже
Принимается за ораторию «Апокалипсис». Он задумывает своей демонической музыкой показать
человечеству ту черту, к которой оно Приближается.


Весной 1922 г. в Пфейферийг к матери возвращается Кларисса Родде. Пережив творческий крах
и крушение надежд на личное счастье, она кончает счеты с жизнью, выпивая яд.


Леверкюн наконец внимает просьбам Швердтфегера и посвящает ему концерт, который имеет шумный
успех. Повторное его исполнение проходит в Цюрихе, где Адриан и Рудольф знакомятся
с театральной художницей Мари Годе. Спустя несколько месяцев она приезжает в Мюнхен,
а через считанные дни скрипач просит Леверкюна его посватать. Тот нехотя соглашается
и признается, что и сам немного влюблен. Через два дня все уже знают о помолвке Рудольфа
с Мари. Свадьба должна состояться в Париже, где у скрипача новый контракт.
Но по дороге с прощального концерта в Мюнхене он встречает смерть от руки Инесы
Родде, которая в порыве ревности стреляет в него прямо в трамвае. Через год после трагедии
наконец публично исполняется «Апокалипсис». Концерт проходит с сенсационным успехом,
но автор в силу большой душевной подавленности на нем не присутствует. Композитор
продолжает писать дивные камерные пьесы, одновременно у него зреет план кантаты «Плач
доктора Фаустуса».


Летом 1928 г. к Леверкюну в Пфейферинг привозят погостить младшего племянника,
пятилетнего Непомука Шнейдевейна. Адриан всем сердцем привязывается к обаятельному
и кроткому малышу, близость которого составляет едва ли не самую светлую полосу в его
жизни. Но спустя два месяца мальчик заболевает менингитом и в считанные дни в муках
умирает. Врачи оказываются бессильны.


Следующие два года становятся для Леверкюна годами напряженной творческой активности:
он пишет свою кантату. В мае 1930 г. он Приглашает друзей и знакомых прослушать его
новое сочинение. Собирается человек тридцать гостей, и тогда он произносит исповедь,
в которой признается, что все созданное им на протяжении последних двадцати четырех
лет  промысел сатаны. Его невольные попытки нарушить запрет дьявола на любовь (дружба
с юношей-скрипачом, намерение жениться и даже любовь к невинному ребенку) приводят
к гибели всех, на кого направлена его привязанность, вот почему он считает себя
не только грешником, но и убийцей. Шокированные, многие уходят.


Леверкюн начинает было играть на рояле свое творение, но вдруг падает на пол, а когда
приходит в себя, начинают проявляться признаки безумия. После трех месяцев лечения в клинике
матери разрешают забрать его домой, и она до конца дней ухаживает за ним, как за, малым
ребенком. Когда в 1935 г. Цейтблом приезжает поздравить друга с пятидесятилетием, тот его
не узнает, а ещё через пять лет гениальный композитор умирает.


Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии,
полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища»,
о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть,
погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.

http://otvetddz.ru

http://otvetna-dz.ru